Главная / Статьи и новости / Каталитический нейтрализатор. Вся правда
Полезное
11 июля 2023, 13:28
1 768

Каталитический нейтрализатор. Вся правда

Ни для кого не секрет, что современные автомобили должны соответствовать экологическим нормам
Подробнее

Ни для кого не секрет, что современные автомобили должны соответствовать экологическим нормам. Для этого современные автомобили оснащают множеством всяких систем, умных и не очень. Например, все авто сейчас имеют такой девайс, как катализатор. 

Что такое катализатор и как он работает?

Каталитический нейтрализатор или катализатор — это специальный фильтр для очистки выхлопных газов от вредных соединений. В стальном корпусе помещена тонкая и частая керамическая сетка. На нее нанесено вещество-активатор, а сверху на него — ценные металлы: палладий, родий и платина. 

В выхлопных газах содержатся вредные соединения, и самые вредные из них — оксид углерода и оксид азота. Именно катализатор их и нейтрализует. Когда поток отработанных газов проходит через катализатор, ценные металлы вступают в реакцию с этими вредными соединениями. В результате оксид углеводороды распадаются на углекислый газ и водяной пар, а оксиды углерода и азота на диоксид углерода и обычный азот. Таким образом, выхлопные газы становятся менее вредными и начинают соответствовать нормам экологии. 

Расположен катализатор максимально близко к двигателю. Сделано это для того, чтобы сократить время прогрева нейтрализатора. Дело в том, что его рабочая температура начинается с 300 градусов. До этого момента он не очищает выхлоп. Вот и устанавливают его прямо в выпускном коллекторе. 

Важно отметить, что до и после каталитического нейтрализатора установлены кислородные датчики. Они передают данные блоку управления двигателем, и на основе этих данных ЭБУ рассчитывает параметры работы двигателя.

Производители утверждают, что срок службы катализатора — 100-150 тысяч километров пробега, а дальше требуется замена детали. На практике же нейтрализатор выходит на многих автомобилях гораздо раньше.

Почему катализатор выходит из строя?

Каталитический нейтрализатор может забиться, оплавиться, раскрошится и перестать выполнять свои функции. Помимо того, что, как и все детали, катализатор имеет свой срок службы, есть несколько причин этому явлению:

  1. Место расположения ката в современных автомобилях напрямую влияет на срок службы. Чем ближе к работающему двигателю, тем выше температура. Керамическая решетка не выдерживает таких условий и начинает плавиться. Также физическое воздействие и плохая дорога могут привести к повреждениям, и катализатор начнет крошиться.

  2. Качество топлива в России не выдерживает никакой критики. Его несгоревшие остатки забивают керамическую решетку и мешают проходу выхлопных газов. 

  3. Чтобы снизить стоимость детали, решетку делают очень тонкой. Иногда тоньше, чем нужно, и от этого она более хрупкая и быстрее выходит из строя. Да-да, из-за ценных металлов это очень дорогая деталь. Стоимость ката может достигать и нескольких сотен тысяч рублей.

Признаки и последствия выхода из строя катализатора

Когда каталитический нейтрализатор выходит из строя и перестает выполнять свои функции по очистке выхлопных газов от вредных соединений, первым об это узнает ЭБУ. Кислородные датчики начинают выдавать неверные показания, и блок управления фиксирует ошибку по катализатору. Это именно тот момент, когда нужно решать вопрос с заменой или удалением катализатора. 

Если этого не сделать, автомобиль начинает терять мощность и хуже разгоняться. Затем может вообще перестать набирать скорость, и вы поедете в сервис уже на эвакуаторе.

Но это все внешние признаки, а внутри ситуация может быть гораздо более неприятная. Еще на этапе ошибки кислородных датчиков ЭБУ начинает задавать неверные параметры работы мотора, и некоторые современные автомобили могут войти в аварийный режим. 

Также забитый катализатор затрудняет отвод выхлопных газов и тем самым мешает нормальной работе двигателя. Полностью забитый кат работает как «картошка» в выхлопной трубе.

Но самое неприятное в этой истории то, что частицы разрушающегося катализатора могут попасть обратно в двигатель и сделать задиры в цилиндрах и прочие неприятности. Такая история может привести даже к капитальному ремонту мотора.

Что делать, если катализатор вышел из строя?

Можно заменить на новый, но это решит проблему временно и будет стоить совсем не бюджетно. Большинство автовладельцев выбирают удаление катализатора совсем. Такой вариант решает проблему недорого и навсегда. Главное, чтобы проводили эту процедуру профессионалы. 

Строго говоря, удаление катализатора это не «вырезал и все», а целый комплекс мероприятий. После физического удаления большинство современных двигателей требуют установки пламегасителя. Затем обязательно нужно провести программные работы по прошивке автомобиля под Евро 2. Вы помните про кислородные датчики? Если катализатор просто удалить, то они будут выдавать ошибки. Обязательно нужна программная корректировка.

Если весь комплекс по удалению катализатора проведен правильно и качественно, то ваш автомобиль будет ездить «долго и счастливо».

Более того, в приличном сервисе, например, у нас, в КатАвто, комплекс по удалению катализатора вам не будет стоить ничего. Мы его проводим абсолютно бесплатно. 

Обращайтесь!

перезвоним
за 5 минут

Оставьте свой номер, перезвоним вам в течение 5 минут, ответим на все вопросы и окажем профессиональную консультацию

ОБРАТНЫЙ ЗВОНОК
Перезвоните мне
Перезвоните мне

отзывы

ВСЕ ОТЗЫВЫ
21.03.2024
Zia
...
13.03.2024
Артем
...
13.03.2024
Евгений В.
...

МЫ
В СОЦ. СЕТЯХ

Добавьте хэштег #katavto и мы опубликуем вас на нашей странице
ХОТИТЕ, МЫ ПОЗВОНИМ ВАМ ПРЯМО СЕЙЧАС
Перезвоните мне